Магическое Сообщество Asmoday приветствует Вас!
Последние темы
Славяно-Арийские часы

Яндекс статистика
Яндекс.Метрика

Поделиться
Перейти вниз
avatar
Практикующая Ведьма
Сообщения : 423
Дата регистрации : 2017-11-07
Посмотреть профиль

Йольские гости: Крампус

в 2017-12-24, 02:03


Известно, что задолго до христианства в Йоль люди наряжались в жуткие маски, олицетворяющие животных, надевали медвежьи и козьи шкуры и обвязывались ленточками. Причины для того, чтобы наряжаться в столь странные костюмы, трактуются по-разному. Одни пытаются отогнать от себя злые силы, другие просто отдают дань своим предкам, соблюдая традиции, а третьи верят, что таким ритуалом они успокаивают и усмиряют зверскую натуру внутри себя.

    Заинтересовавшийся древними ритуалами французский фотограф Шарль Фреже объехал 18 стран, из которых привез уникальные снимки переодетых людей. Самым известным героем этого праздника оказался жуткий Крампус из Австрии. В его руках плеть, и он готов наказать ею всех провинившихся за прошедший год. Самое страшное наказание от Крампуса — кража детей провинившегося и выкидывание их в реку в мешке.

    Упоминания о Крампусе имеются еще в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. В более ранний период, особенно во времена инквизиции, католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее, традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник и одновременно антипод Св. Николая.
    Слово «Krampus» (иногда «Grampus») происходит от древневерхненемецкого «Krampen» со значением «коготь» либо, по другой версии, от баварского слова «Krampn» «нечто мертвое, высохшее». Также в немецкой традиции известны названия «Hörnernickel» — рогатый Николай, у судетских немцев, «Klausentreiben» — Дикий Клаус (на нем.) у швабов, «Klausjagen» — Клаус-яген (на нем.) в швейцарском городе Кюснахт-ам-Риги или «Chlausjagen» — в Хальвиле.
    Согласно некоторым версиям это название происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там понятие krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года. Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы. 
    Если Святой Николай дарит детям сладости и подарки, то Крампус специализируется на наказаниях для непослушных детей: может наказать розгами, заковать в цепи или даже забодать.

    Внешний вид Крампусов менялся в соответствии с изменением представлений об ужасном и отталкивающем облике человекоподобных существ,но некоторые характеристики остаются общими: он покрыт шерстью, обычно бурой или черной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заостренный язык.
   Нередко Крампус несет цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции. Для достижения большего эффекта он потрясает цепями. Цепи могут также дополняться колокольчиками разного размера. К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки березовых розог (ruten), которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в дохристианском обряде инициации. Розги могут заменяться хлыстом. Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной — они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.
   Поскольку отголоски древних традиций и связи с культом плодородия сопровождали образ Крампуса, считалось, что он может напасть на женщину с вполне недвусмысленными намерениями.

   Легенды о крампусах уходят в языческие времена и были связаны с приходом зимы и уменьшением светового дня. Они были распространены на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Однако, по прошествии времени, отношение к Крампусам сильно изменилось. В настоящее время, Крампус хоть и предстает в страшном и злобном виде, все же является персонажем предрождественских праздников.

   Иногда Крампус в фольклоре смешивается с другим мифическим существом — ведьмой Перхтен.
   В Центральной Европе ритуалы, связанные с Крампусом, различаются. Так, в Штирии Крампус отдает свои розги семье, в которую приходит, и затем они остаются в доме на видном месте на протяжении всего года как напоминание детям вести себя хорошо. В некоторых небольших деревнях Крампус расхаживает в компании других звероподобных рогатых существ («Schabmänner» или «Rauhen»), но без Св. Николая. 
   В крупных городах с развитой туристической инфраструктурой (наподобие Зальцбурга) Крампусы более дружественны и скорее комичны, нежели страшны.
   В Эльзасе аналог Крампуса известен как Ганс Трапп («Hans Trapp») и во время празднований сопровождает фигуру младенца-Христа вместо Св. Николая.
   Изображение Крампуса набирает популярность и в Северной Америке. Он популярен у немецкоязычных диаспор северо-востока США, где известен как «Bellsnichol» и совмещает черты как Св. Николая, так и его демонического антипода.

http://coven.forum2x2.ru/forum
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения