Магическое Сообщество Asmoday приветствует Вас!
Последние темы
Славяно-Арийские часы

Яндекс статистика
Яндекс.Метрика

Поделиться
Перейти вниз
avatar
Практикующая Ведьма
Сообщения : 5415
Дата регистрации : 2014-11-30
Откуда : Владимир
Посмотреть профильhttp://3041924@gmail.com

Русские колдуны • М. Забылин

в 2018-01-10, 13:19

"Вот любопытное исследование господином Глаголевым, которое мы помещаем от слова до слова: это касается русских колдунов XIX столетия.

Он разделяет колдунов на следующие градации: 
▲ 1) Колдуны случайные 
▲ 2) Колдуны по неволе 
▲ 3) Колдуны по убеждению
▲ 4) Колдуны злоумышленные

▲ 1. [Чтобы] Случайным, простым колдуном прослыть требуется очень и очень немного например, иметь какой-нибудь бросающийся в глаза недостаток телесный или излишество, даже отдельный клок волос, случайно выросший на голове или на бороде; если при том мужик сметлив, то очень легко воспользоваться этим обстоятельством; стоит лишь повести ему жизнь против принятого обыкновения, то есть ложиться спать тогда, когда люди бодрствуют или наоборот - вставать, когда люди ложаться спать, не чесать бороды и не расчесывать волосы на голове, говорить вздор, вообще делать разныя несообразныя штуки, затем нашептывать какую ни есть небылицу. Подобнаго рода колдуны-обманщики безвредны.

▲ 2. Колдуны по неволе. 
Это люди, которые производятся по неволе другими. Пример пояснит дело: в полуверстве от одной деревни находилась небольшая мельница, содержимая крестьянином Антоном Петровым. О нем ходила молва, что это такой дока, каких редко сыскать, впрочем хотя и колдун, но колдун добродетельный, зла никому не делает, а все добро. 
Это был старик лет 65, добрый, умный, сметливый, веселый и набожный до того, что слово "черт" никогда им не употреблялось и, если уж было необходимо сказать это слово, то он заменял это названием "черный".

Петров сам рассказывал, как его дураки произвели в колдуны: "Лет пять тому назад был в нашей деревне парень здоровый и бойкий; вот приезжает он раз на мельницу молоть рожь; летом на мельнице вообще бывает работы мало, вот я и хаживал обедать и ужинать домой в деревню. Это было уже к вечеру, я и говорю: послушай, Ванюха, я пойду ужинать в деревню, побудь здесь пока. "Хорошо," - говорит. Я ему шутя и говорю, ты, мол, не боишься остаться один на мельнице? "А кого я буду бояться, ко мне хоть чам черной приходи, я и тому ребра переломаю," - отвечает он. Это мне не понравилось; ну, думаю, постой же, испробую тебя, каков ты таков? Хорошо, говорю, запри же двери-то на крючок. Потом я вместо деревни обошел кругом, да под колесами и пробрался под мельницу, лицо вымарал грязью, а на голову надел вершу, что из прутьев плетутся, и полез в творило, где колеса мажут. Лезу помаленьку, Иван же, заслышав шорок, отступил шага на два и стал креститься, а я вдруг высунулся до половину да и рожу еще такую скорчил; тут Иван не выдержал и со всех ног бросился в дверь, сшиб ее с крючка и без оглядки подрал прямо в деревню. 
Сбросив вершу я кричу: "Иван! Иван! Куда ты?" Только пятки мелькают. "Вот тебе, - думаю, - и пошутил, теперь и оставайся без ужина". Нечего делать, поел я хлебца, прихлебнул водицей и лег спать. На другой день поутру слышу, кто-то ходит и покрикивает. Э, думаю, смельчак мой пришел. Отворил я дверь, гляжу - Иван. "Что же, - говорю, так то караулят?" 
"Да что, дядя Антон, озяб до смерти, пошел погреться," - отвечает Иван, а между тем спешит скорее лошадь запреч, да на меня как-то странно посматривает; я ни гугу, зай подметаю мельницу.

Запрег он лошадь и сейчас уехал. Я так и думал, что дело тем и кончится, ан вышло не так. Дня через три является ко мне одна старуха и бух мне в ноги: "Батюшка, помоги," - говорит. Что, мол такое? "Ваську моего испортили". "Как испортили?" - "Да вот так, кормилец: вчера после уж полудня вез он сено. Жара страшная. Вот подле дороге идет Матрена с водою, он и попроси напиться. Напившись же и говорит: "Спасибо бабка". "Не на чем, - говорит, - а при случае припомни". "Припомню," - говорит. Отъехав саженей десяток вдруг ему под сердце и подступила, едва мог лошадь отпречь и прямо на печь. Мы собрались ужинать, кличем его, нейдет, а сам все мечется; поутру я было ему яичко поднесла, не берет. Сделай милость, помоги!". 
"Да что ж я то тут могу сделать?" - спрашиваю, а она: "Батюшка, такой-сякой, помоги", - а сама все в ноги бросается. "Постой, - думаю, - дам я ей земляничного листа". Я, знаешь, сам его употребляю, когда занеможется. Возьмешь, поставишь самоварчик да обольешь лист кипятком, да чашечек десять выпьешь, а допреж ты стаканчик винца хватишь, наделешь тулуп да на печь; вот пот тебя и прошибет. А к утру и встанешь, как встрепанный. Так что говорю: "Постой, я тебе травки вынесу," - и вынес пучка два, да и рассказал ей, что с ней делать. Гляжу, на другой день она опять ко мне и опять в ноги. "Что, мол, али опять худо с Васькой-то?" "Какое, - говорит, худо, он уже поехал на покос". "Ну и слава Богу". 
Она меж тем холста мне эдак аршин пять сует. 
"Что ты,- говорю, - Бог с тобой, куда мне?" А она мне "Возьми да возьми". Злость меня взяла, говорю: "Отдай, мол, в церковь!" Послушалась и ушла. Что же, батюшка мой, я стал замечать, что как завидят только меня, все кланяются еще издали. Что это, думаю, за чудеса такия? Сперва все ту же травку давал, всю почти передавал; ничего, выздоравливают, а так уже и ворожить стали ходить. Я сначала сердился на нх и гонял, но не тут то было: ломятся да и только. Уж больно стали надоедать. Я и пошел к священнику, да и порассказал, в чем дело. Священник посмеялся, да и сказал: "Ну, ты невольный колдун, терпи, нечего делать! Народ не скоро переломишь, предоставь все времени".

▲ 3. Колдуны по убеждению

Колдуны по убеждению, по словам Глаголева, сами убеждены в действии заговоров. Заговоры передаются младшим в семйстве или друзьям и притом с заветом, что тайны никому не открывать.

Господин Глаголев сообщаешь один из тех случае, какой он заметил или сам, или слышал из достоверного источника. Вот что делают сметливые колдуны или просто деревенские шалуны. Известно, что деревенския лошади счастливее чутьем городских, так как пасутя в поле, на воле и пользуются более дарами щедрой природы, чем наши выездные лошадки, как барышни, годныя только порисоваться на бегу, как на бале, а затем в теплой конюшне жевать овес и пить тепловатую водицу.

Одаренная богатым чутьем деревенская лошадь, хоть не в холе воспитанная, лучше слышит следы и сераго волка, и мохнатаго медведя издалека, и чуткая по природе, всегда принимает свои меры, если только она свободна от воли человека; но если ею управляет человек, то, конечно, она бьется при виде животнаго ей вреднаго и враждебнаго, даже часто погибает вследствие повиновения рукам, управляющим браздами.

На основании богатаго обоняия лошадей колдуны делают такия проделки, например: чтобы остановить поезд свадебный или вообще на бегу лошадей, употребляются следующие средства: берут свежаго жира или крови от какого-либо хищнаго зверя (ближе всего от медведя или волка) и намазывают ими камни, которые разбрасывают по дороге. Лошади, почуяв запах зверя, начинают упрямиться и беситься, особенно молодыя.

Это средство особенно употребляется при свадебных поездах и до того сделалось обыкновенным в простонародье, что стоит только кому-либо перейти дорогу во время свадебнаго поезда, как дружно станет упрашивать его перейти дорогу обратно, даже водкой и брагой поподчует его при этом.

Вот один случай колдовства: зажиточный крестьянин купил у другого крестьянина дворовую собаку, очень злую, и привязал ее на цепь. Но собака вовсе не хотела лаять у новаго хозяина, свернется калачиком и лежит в таком положении. Мужик обратился к колдуну с просьбой помочь этому гор. Колдун сперва поломался, как водится, поставили ему шкалик, и тогда он объявил, что не пришло еще время, а когда оно наступит, он сам придет.

Недели через две колдун является. "Подержите собаку," - говорит. Собаку подержали; колдун взял собаку за хвост и чем-то помазал его. Собаку пустили; спрва она по своему свернулась калачиком, но в ту же минуту вскочила, дико залаяла стала метаться на цепи; потом опять хотела свернуться, и опять вскочила, словно ошпаренная. С тех пор собака стала лаять и сделалалсь опять отличною собакою.

А ларчик просто открывался: колдун помазал корень хвоста у собаки свежим волчьим жиром; собака чуть коснется носом хвоста, послушит запах и с яростью начинает лаять. Мало по малу собака, привыкнув к новому хозяину, перестала скучать и дичиться.

▲ 4. Злоумышленные колдуны

Это колдуны самые опасные и на них должно быть обращено внимание полиции. Это просто мошенники. Они очень часто разъезжают по деревням и под видом выкурки чертей и домовых, окуривают и опаивают народ одуряющими зельями, преимущественно беленой и дурманом и, пользуясь опьянением своих жертв, обирают их.

Несколько лет тому назад к священнику села К. приезжают двое неизвестных людей, по виду - купцы, довольно подозрительной наружности: один из них при огромном росте и атлетическом сложении казался необыкновенно сильным.

Они обратились к священнику с просьбою покормить у него лошадь и напиться чаю. Священник пригласил их на двор и попросил самих в комнату. Великан стал хлопотать около лошади, а товарищ его, по-видимому, хозяин лошади, войдя в горницу просил поставить самовар и вместе со священником стал пить чай, во время котораго сыпал в самовар какой-то порошок и а вопрос священника, что он делает, отвечал, что в комнате чувствуется тяжелый запах, а потому не мешает подсыпать курительнаго порошка.

Так как выходящий из самовара дым противным не казался, то слова гостя показались вероятными. Между тем купец по временам что-то выпивал из находящейся при нем бутылки; священник полагал, что у него ром или водка, тем более что лицо купца делалось все краснее и краснее; за собой же священник не замечал, что он мало по малу теряет сознание. Мать его (священника), старуха лет сто, уже потеряла сознание, а жена, будучи занята по хозяйству, и то входя, то выходя, сохранила больше самосознания, чувствовала только биение сердца, наконец, взглянула из спальни в комнату и увидеа, что муж ея дает деньги купцу, а тот просит еще и самовар, обещаясь отдать все на обратном пути, на что священник изъявляет согласние. Она хотел выйти из комнаты, чтобы позвать соседей, но увидев великана в дверях, до такой степени испугалась, что лишилась чувств.

Вскоре оба незнакомца сели в телег, взявши с собою 10 рублей, самова и еще кое-какия другия вещи. Священник машинально вышел их провожать и, когда вдохнул в себя несколько раз свежаго воздуха, который, как он после сказывал, показался ему усладительным, самосознание и память стали к нему возвращаться. ...Головная бль продолжалась около недели.

...Всегда нужно осматриваться относительно наркотических веществ, скажем мы в заключение, потому что из истории Индийцев и Римлян мы видим, что там такия курения были в большом ходу, то же самое курение производилось и в средние века при вызывании теней и духов, особенно в то время, когда употребляли волшебный фонарь.

Источник: М. Забылин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия
Картина художника А. Шишкина

_________________


Услуги Ведьмы. Ясновидение.
Е-mail: 3041924@gmail.com
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения